Программа испытаний
Работу по самим летным испытаниям можно разбить на следующие три этапа: 1) подготовка к полетам, 2) летные испытания и 3) окончательная обработка материалов испытаний.
В подготовительный к полетам период входят: работы по поверке регулировки самолета, взвешиванию и определению центра тяжести, определению средней аэродинамической хорды; поверка работы моторов, поверка действия приборов (тахометров, указателей скорости и др.) или замена их приборами, специально предназначенными для испытания, пристрелка пулеметов и другие работы в зависимости от назначения самолета. Общая задача подготовительного периода заключается в том, чтобы окончательно подготовить самолет к испытаниям в полете. От качества этой подготовительной работы в значительной мере зависят и результаты испытаний в полете. Так, например, если мы будем снимать летную характеристику, не определив предварительно достаточно точно полетный вес самолета, то все наши испытания теряют смысл, ибо неизвестно, к какому же полетному весу надо отнести полученные данные. Точно так же неисправность работы моторов и показания непроверенных и непротарированных приборов могут свести к нулю всю испытательную работу, — это во-первых.
Во-вторых, неисправность оборудования и вооружения приводит к срыву плана испытаний, так как экипаж самолета вынужден прекратить испытания, не выполнив назначенного задания. Все это приводит к значительному простою самолета в период испытаний и к увеличению сроков последних.
Надо также принять во внимание и то обстоятельство, что стоимость испытаний в полете значительно высока, так как сюда входит и износ самолета и мотора, и расход горюего, и содержание рабочей силы. До настоящего времени этой стороне испытательной работы еще
he уДелено должного внимания. Каждой невыполненное в полете задание— это выброшенные напрасно государственные средства.
Отсюда вывод: для того чтобы сократить сроки испытаний и тем самым ускорить продвижение опытного образца самолета к серийному производству, и для того чтобы удешевить стоимость испытаний в полете,— предварительно до полетов самолет надо подготовить так, чтобы нс было не только срывов испытаний, но и чтобы каждый испытательный полет дал полноценные и высокого качества результаты.
Следующий этап испытательной работы — собственно лётные испытания. Они по своему содержанию могут быть разделены на две части. Первая — это снятие летной характеристики самолета, и вторая — испытание специальных служб самолета, его вооружения и всего оборудования.
Последняя состоит из: а) испытания действия самих объектов оборудования и вооружения (радио, аэронавигация, световое оборудование, фото, пулеметы, сбрасыватели, прицелы и т. д.), каждого отдельно по специальной программе; б) поверки удобства работы лиц экипажа соответственно назначению каждого из них (летчика, техника, штурмана, радиста, стрелка и др.); в) поверки удобства работы экипажа в целом, как например: удобство отдавать распоряжения, сообщаться между собой отдельным лицам на самолете и т. д.
Сюда же относятся испытания пригодности и приспособленности самолета для ночных полетов и полетов в тумане.
Кроме того, могут быть предъявлены требования (особенно для больших самолетов) определить маневр их на земле, а также другие данные, связанные с удобством расположения самолетов на аэродроме, например: радиус разворота на земле, сила и глубина струи от винтов при пробе на месте, рулежке и т. п.
Для самолетов с моторами водяного охлаждения обязательно еще испытание радиаторов с целью определения их пои годности для выполнения возложенных на данный самолет задач. Особенно это касается самолетов с большими дальностями полета.
Выполнение всех пунктов программы летных испытаний требует значительного количества полетов. Если мы будем проводить испытания по каждому пункту программы отдельно, т. е. отдельно каждый пункт летной характеристики, отдельно каждый пункт специальных служб, вооружения и т. д., то испытания самолета затянутся надолго. Для сокращения как числа испытательных полетов, так и общего времени, потребного на испытания, последние удобно проводить по комплексной программе, соединяя несколько испытаний в один полет. Так, испытания на определение горизонтальных скоростей самолета на высотах удобно соединить с полетом на скороподъемность; для определения разбега и пробега не следует делать специальных полетов, а необходимые вычисления производить при каждом испытательном полете; испытание специальных служб соединить с испытательными полетами по снятию летной характеристики и т. п.
В результате удачной и продуманной компановки заданий на каждый испытательный полет полную характеристику самолета можно получить в указанные выше 8—20 летных дней и меньше.
Условия погоды, особенно в осенние и зимние месяцы, сильно сказываются на сроках испытаний. Необходимое ясное небо для проведения таких испытаний, как например на скороподъемность и потолок, бывает редко. Поэтому для ускорения хода испытаний установленный вначале порядок полетов приходится менять уже в процессе самих испытаний, сообразуясь с состоянием погоды. Это вносит разнобой в работу по подготовке самолета к полету.
Бывают случаи, когда самолет подготовлен к полету на скороподъемность с определенной нагрузкой, но низкая облачность позволяет только полеты на небольшой высоте; по программе же все полеты на низких высотах с этой нагрузкой выполнены, но зато не выполнены полеты на этих высотах с другой нагрузкой и другим лобовым сопротивлением самолета. Очевидно, что, сообразуясь с предсказаниями погоды метеорологической станции, иногда есть смысл вместо назначенного полета произвести полет, допустим в нашем случае, на определение горизонтальной скорости у земли с другой нагрузкой и другим сопротивлением. Правда, это требует проведения довольно большой работы, а именно: замены одной нагрузки другой, что для больших самолетов отнимает много времени. Но во многих случаях есть смысл затратить время на эту работу и, таким образом, сманеврировать и выгадать на времени, потребном для проведения всех испытаний данного самолета.
Приведенный пример показывает, что летная часть, испытывающая самолеты, должна отличаться известной гибкостью и уменьем маневрировать как с подготовкой самолета к полету, так и с постановкой заданий на каждый полет сообразно с условиями погоды на каждый день испытаний.
Программа испытаний в сокращенном виде представлена на стр. 24.